Раздел СимволыРаздел КонституцияРаздел АрмияРаздел Государственный языкРаздел Судебная власть
Северо-Кавказскийфедеральный округ
Приволжскийфедеральный округ
Уральскийфедеральный округ
Сибирскийфедеральный округ
Дальневосточныйфедеральный округ
Центральныйфедеральный округ
Южныйфедеральный округ
Северо-Западныйфедеральный округ

вт

1
урок

география
россии

может ли
двенадцатилетняя
девочка стать
президентом?

государственная
власть

может ли
двенадцатилетняя
девочка стать
президентом?

Да, может. Несмотря на то, что по закону Российской Федерации Президентом имеет право быть только взрослый не младше 35 лет. Однако любая девочка или мальчик может стать Президентом, когда вырастет. Кстати, имейте в виду, в наше время женщины всё чаще и чаще становятся главами государств.

Три ветви власти

Граждане России сами сделали для себя государственную власть. Придумали, какой она должна быть, и всё устроили так, как решили. Теперь в Российской Федерации государственная власть разделена на три части, или, как ещё говорят, на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Зачем разделять государственную власть?

Граждане нашей страны разделили государственную власть нарочно — для того, чтобы вся власть в России не оказалась у одного человека или у какой‑нибудь одной компании подружившихся между собой людей. Если бы такое случилось, наша страна из демократической превратилась бы в тоталитарную, диктаторскую. То есть такую, в которой не граждане сами выбирают себе власть, а, наоборот, власть диктует гражданам, какими они должны быть, о чём должны думать и как себя вести.

В нашей стране в принятии, исполнении и контроле за соблюдением законов участвуют все три ветви власти.

Хочешь узнать, как принимаются федеральные законы Российской Федерации? Прими участие в игре «Прохождение закона»

вт

2
урок

законы россии

Зачем нужны
«Права детей»?

Зачем нужны
«Права детей»?

Чтобы понять, почему существуют особые права детей и чем они отличаются от обычных прав и свобод человека и гражданина, надо сначала понять значение двух взрослых слов: правоспособность
и
дееспособность.

Каждый взрослый дееспособный человек, если только он хочет чувствовать себя полноправным гражданином своей страны, обязан не только знать свои права, но и уметь защищать их всеми законными способами.

Граждане школьного, а тем более дошкольного возраста, пока они ещё не изучили всех своих прав и свобод, записанных в Конституции, и не научились их защищать, пользуются особым покровительством государства. Для этого государство обязано принимать специальные конвенции и законы о правах детей. Эти законы должны охранять детей от всего плохого, что может с ними случиться, чтобы дети спокойно росли до тех пор, пока не станут полностью дееспособными гражданами.

Что ты знаешь о правах детей, то есть о твоих собственных правах?

Узнай, какие права есть у детей на странице «Права детёнышей»

вт

3
урок

дети россии

Взрослые разных стай:
все, кто летает, ходит, бегает,
прыгает, ползает, и плавает,
чувствуя, как сильно они любят

своих детёнышей, договорились не обижать
детёнышей и решили:

Права детёнышейПеревод Конвенции о правах ребёнка
на детский язык.

1

1. Все детёныши — детёныши, пока они детёныши. Человеческий детёныш считается ребёнком до восемнадцати лет.

2

2. Взрослые должны одинаково хорошо заботиться обо всех детёнышах, какими бы они ни были: черными, белыми, пушистыми или полосатыми.
У каждого детёныша:
у шалуна и у тихони,
у прилежного и у ленивого -
всё равно одинаковые права.

3

3. Взрослые не должны делать ничего такого, что может принести вред детёнышу. Взрослые должны принимать такие законы, чтобы никто не смел причинять вред детёнышу. Взрослые должны следить, чтобы эти законы никто не нарушал.

4

4. Взрослые должны сделать всё необходимое для того, чтобы детёнышу было хорошо.

5

5. Детёныш имеет право слушаться своих родителей.

6

6. Все детёныши имеют право не умирать. Каждый детёныш имеет право жить, быть здоровым и весёлым.

7

7. Детёныш имеет право, чтобы папа и мама звали его по имени. Когда папа и мама зовут детёныша, детёныш имеет право прибегать.

8

8. Все детёныши имеют право быть такими, какие они есть. Каждый детёныш имеет право жить со своими родителями в своей стае. Человеческий ребёнок имеет право жить со своей мамой и с папой в своей стране.

9

9. Детёнышей нельзя разлучать с родителями. Если родители детёныша очень рассердились на что‑нибудь, остальные взрослые могут отвести детёныша в другое место, успокоить его родителей, а потом привести детёныша обратно к папе и маме.

10

10. Если детёныш и его родители живут в разных стаях или странах, им можно бегать друг к другу в гости или перебраться друг к другу навсегда, чтобы жить вместе.

11

11. Без разрешения папы и мамы детёнышей нельзя уводить в чужую стаю.

12

12. Если детёныш уже научился разговаривать, он имеет право сказать то, что думает. Взрослые могут не соглашаться с детёнышем, но обязаны его выслушать.

13

13. Детёныш имеет право, если ему хочется, слушать или говорить слова, читать или писать буквы, рассматривать или рисовать картинки. Бывают такие опасные и неприличные картинки и слова, которые детёнышу видеть и слушать не стоит. Опасных и неприличных букв не бывает.

14

14. Детёныш имеет право верить, что на свете бывает то, во что верят его родители или другие взрослые, которых он любит.

15

15. Детёныши имеют право дружить друг с другом и вместе играть, если их игры не мешают другим детёнышам и родителям.

16

16. Чужие взрослые не должны без приглашения входить в дом детёныша и трогать без спроса его игрушки. У детёнышей могут быть свои секреты и маленькие тайны. Без разрешения детёныша нельзя разглядывать письма или картинки, которые детёныш нарисовал и написал другим.

17

17. Детёныш имеет право смотреть по телевизору детские передачи, читать детские книжки и журналы с картинками. Взрослые обязаны писать для детей интересные книжки, рисовать весёлые картинки и показывать по телевизору увлекательные детские передачи. И мультфильмы.

18

18. Папа и мама детёныша должны вместе стараться, чтобы их детёныш рос счастливым, а все остальные взрослые обязаны им в этом помогать.

19

19. Детёнышей обижать нельзя. Взрослые обязаны наказывать тех, кто обижает детёнышей, следить, чтобы никто не делал детёнышу плохое, и смотреть, чтоб никто не забывал делать детёнышу хорошее. Взрослые всегда должны быть готовы помочь детёнышу, если ему нужна помощь.

20

20. Если детёнышу пришлось надолго или ненадолго расстаться с родителями, о нём должны позаботиться другие взрослые. Надо постараться, чтобы эти взрослые, которые будут заботиться о детёныше, знали те же самые сказки, которые рассказывали детёнышу его папа и мама.

21

21. О детёныше, который надолго расстался с папой и мамой, могут заботиться взрослые из чужой стаи, но они обязательно должны быть добрые и ласковые.

22

22. Чужая стая, в которой живёт потерявшийся от папы и мамы детёныш, обязана сделать всё возможное, чтобы найти родителей детёныша. До тех пор, пока эти родители не нашлись, взрослые чужой стаи должны заботиться о потерявшемся детёныше так же, как они заботятся о своих собственных детёнышах.

23

23. Взрослые обязаны помнить, что детёнышу, который заболел, нужна особенная забота. Взрослые обязаны научиться утешать детёнышей, которые плачут, потому что заболели.

24

24. Взрослые должны лечить больного детёныша, жалеть его и стараться, чтобы лекарства, которые дают больному детёнышу, были не очень горькие. Все взрослые обязаны помогать мамам, у которых заболели детёныши.

25

25. Взрослые обязаны спрашивать друг у друга про здоровье детёнышей, которые попали в больницы, навещать их, приносить что‑нибудь вкусное и стараться, чтобы больные детёныши как можно быстрее выздоровели.

26

26. Взрослые всех стай и стран признают, что у каждого детёныша должно быть всё необходимое для того, чтобы он не плакал. Детёныш должен получать всё то, что взрослые обязаны давать ему по закону.

27

27. Все родители должны заботиться, чтобы у их детёнышей были книжки, игрушки, вкусная еда и другие необходимые детёнышу вещи. Если у родителей детёныша нет на всё это денег, остальные взрослые обязаны постараться им чем‑нибудь помочь.

28

28. Все детёныши обязаны выучить буквы и цифры, научиться читать, писать и считать. Взрослые, которые в школе учат детёныша читать и писать, не должны брать за это с родителей детёныша деньги. Детёныш, который уже умеет читать и писать, имеет право научиться ещё чему‑нибудь. Взрослые должны устраивать такие школы, в которых детёнышам интересно и не страшно учиться.

29

29. В школе детёнышей надо учить тому, что им интересно и нужно в жизни. Например, танцевать, петь, красиво рисовать и быстро думать. Все детёныши должны научиться уважать права и свободы других детёнышей и взрослых. В школах детёнышей нельзя учить ничему плохому.

30

30. Детёныш имеет право выучить язык, на котором разговаривают его родители, и узнать всё то, чему папа и мама детёныша хотят его научить.

31

31. Каждый детёныш, если он никому не мешает, имеет право делать то, что ему интересно, например, прыгать, бегать, танцевать, петь, рисовать или играть в какую‑нибудь интересную игру. А если детёныш устал, он может просто ничего не делать.

32

32. Нельзя заставлять детёныша делать то, что ему трудно. Если детёнышу трудно, ему надо помочь.

33

33. Взрослые всех стай и стран обязаны наказывать обманщиков, которые обещают детёнышам что‑то вкусное, а сами дают попробовать такое, от чего детёныши могут заболеть и даже умереть.

34

34. Взрослые всех стай и стран обязаны ловить и сажать в тюрьму тех, кто заставляет или уговаривает детёнышей участвовать в неприличных развлечениях взрослых.

35

35. Детёнышей нельзя воровать у родителей.

36

36. Детёныша нельзя силой или хитростью принуждать делать то, что может принести детёнышу вред. Взрослые должны защищать детёнышей от тех, кто пристаёт к детёнышам, чтобы использовать детёнышей в своих интересах.

37

37. Детёнышей нельзя больно и жестоко наказывать и мучить. Даже если детёныш совершил что‑то ужасное, его всё равно нельзя за это убить или запереть в тюрьму на всю жизнь.

38

38. Детёныши имеют право не быть на войне. Взрослые, которые хотят устроить в каком‑нибудь месте войну, должны сначала увести оттуда детёнышей.

39

39. Если детёныша обидели, детёныш имеет право, чтобы его пожалели. Взрослые обязаны постараться, чтобы детёныш поскорее забыл обиду и утешился.

40

40. Детёныша нельзя наказывать за то, в чём он не виноват, или за то, чего ему никто не запрещал. Нельзя заставлять детёныша ябедничать и принуждать его признать свою вину. Даже если детёныш виноват, с ним всё равно надо обращаться как с детёнышем. Если детёныш очень маленький, то что бы детёныш ни натворил — он всё равно ни в чём не виноват.

41

41. Взрослые должны сделать для детёнышей всё то, про что написано на этих страницах. Если взрослые обещали сделать детёнышу ещё что‑нибудь хорошее, они не должны передумать и не делать обещанное из‑за того, что про это хорошее здесь ничего не написано.

42

42. Взрослые обещают рассказывать друг другу и детёнышам про всё хорошее, что взрослые обязаны сделать для детёнышей, и про то плохое, что делать с детёнышами ни в коем случае нельзя.

43

43. Взрослые разных стай и стран решили выбрать десять очень уважаемых и авторитетных взрослых, которые должны следить, чтобы всё, что взрослые обещали детёнышам на этих страницах, честно выполнялось. Эти десять взрослых называются «Комитет по правам ребёнка».

вт

3
урок

дети россии

Что такое символы?

Что такое символы?

Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого‑то государства.

Обычно пока жизнь идёт своим чередом, граждане не очень часто вспоминают о государственных символах: не ходят ежедневно по улицам с государственными флагами, не любуются часами своим государственным гербом и, собираясь вместе, поют не государственный гимн, а другие песни.

Но если вдруг появляется какая‑то серьёзная, угрожающая всем опасность, например приходят жестокие враги или, наоборот, случается всеобщая радость, допустим, сборная страны становится чемпионом мира, тут‑то как раз и оказывается, что государственная символика и есть то самое, что помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое. Граждане выходят на улицы с государственными флагами, с гордостью смотрят на герб своей страны и даже, стоя плечом к плечу, со слезами на глазах могут спеть государственный гимн.

У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы. Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

вт

4
урок

символы россии

Герб

Флаг

Гимн

Герб

Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные.

Например, Государственный герб украшает все указы Президента России. Также Государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые Российским государством.

Есть герб и на всех государственных печатях.

Еще герб помещается на пограничных знаках, которые в просторечье называются пограничными столбами, на денежных знаках, которые в просторечье называются деньгами, а также на государственных орденах и медалях.

Герб. Описание символа

Государственный герб России — это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра I. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона.

Геральдический щит — это фигура особой формы, на которой по традиции изображают гербы. Щитом эта фигура называется потому, что когда‑то каждый рыцарь на своём щите изображал фамильный герб, и постепенно гербы стали делать такими, чтобы их удобно было располагать на щитах. Геральдическим щит называется потому, что геральдика — это наука, которая изучает и создаёт гербы. Другое название геральдики — гербоведение.

Скипетр и держава — символы российской власти.

Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.

Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла, — это герб Москвы — святой Георгий Победоносец.

ГЕРБ. История символа

1497 год. На царской печати Ивана III Георгий Победоносец и двуглавый орёл изображаются на равных. С этого момента двуглавый орёл становится Государственным гербом России.

Правящий в XV веке Великий князь Московский Иван III женился на византийской царевне Софье Палеолог и принял родовой, то есть семейный, герб византийских царей — двуглавого орла. Это позволило Великому князю называться теперь царём Московским и даже самодержцем. Отныне он сам держал власть и ни от кого не зависел.

Двуглавый византийский орёл обозначал собою Римско-Византийскую империю, которая охватывала и Восток, и Запад. Соответственно, одна голова орла отвечала за Восток, а другая — за Запад.

Постепенно к византийскому орлу прибавляется щит с изображением святого Георгия Победоносца (герб Москвы) и два царских венца, то есть короны. Несколько позже появляется и третья корона. Затем в лапах у орла оказываются крест и меч, которые со временем сменяются на скипетр и державу.

Флаг

Государственный флаг можно увидеть везде, где находится российская власть, начиная от мест работы Президента, Правительства и Государственной Думы и заканчивая зданием, где работает официальное представительство России в какой‑нибудь далёкой стране.

Известно, что флаг создан для того, чтобы развеваться. Поэтому обычно флаги поднимают высоко вверх на флагштоках и мачтах — туда, где побольше ветра и где флаг может красиво реять, — чтобы все его видели и гордились своей страной.

Флаг. Описание символа

Государственный флаг России — это один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Всё важное о государственном флаге — как он должен выглядеть и как его правильно использовать — записано в специальном законе.

Российский флаг — это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных, или, по‑другому сказать, продольных, цветных полос. Флаги, состоящие из трёх разноцветных полос, называют ещё триколорами. Российский флаг — это российский триколор. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть «бело-сине-красным».

Флаг. История символа

В древности флаг на Руси назывался СТЯГ. Наверное, впервые стяг появился на каком‑нибудь древнем поле брани. В пылу битвы сражающиеся армии перемешались друг с другом, то есть враг с врагом, воины потеряли из виду своих полководцев. И тут один из потерявшихся полководцев — тот, который оказался самым сообразительным, — стянул и поднял вверх на кончике копья свою одежду. То ли плащ, то ли рубаху. Воины узнали плащ, воодушевились и со всех сторон поспешили к своему полководцу. Собрались вместе, построились в боевой порядок и разгромили врага. Возможно, именно так и был изобретён самый первый в истории флаг.

Гимн

Государственный гимн — это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине. Гимн — точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно ещё и услышать или спеть самому.

Государственный гимн России исполняется во время важных государственных событий.

Существует специальный Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации». В этом законе объясняется, где и когда исполняется Государственный гимн и как надо себя при этом вести. Например, в законе сказано, что во время официального исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь Государственный гимн стоя. Причём мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы, а девочки могут остаться в шапочках или платках.

Если ты проснёшься очень рано, в 6 часов утра, или ляжешь спать очень поздно, в 12 часов ночи, ты сможешь услышать гимн по радио или телевидению.

Гимн России

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Гимн. История символа

В отличие от гербов и флагов, которые были символами государств ещё в глубокой древности, гимны как государственные символы появились сравнительно недавно.

«Гимн» — греческое слово. Оно означает: торжественная, славящая песнь.

Гимны пелись богам или героям, а петь гимны государствам и народам никому просто не приходило в голову. Историки утверждают, что первыми спеть хвалебную песню своей стране догадались голландцы. Их национальному гимну «Вильгельмус ван Нассауве» примерно четыреста лет.

В России, ещё во времена Петра I, появилась традиция сочинять к торжественным случаям «виватные канты». Это были специальные хвалебные песнопения, которые придумывали к важным событиям. Но ни одна из этих песен так и не стала гимном государства.

1790 год. Первый неофициальный гимн России
«Гром победы, раздавайся».

Первым гимном России (правда, неофициальным) можно считать марш «Гром победы, раздавайся». Этот марш был написан в 1790 году поэтом Гаврилой Державиным и композитором Иосифом Козловским в честь героического взятия русскими войсками (под командованием великого полководца Александра Суворова) неприступной турецкой крепости Измаил.

Василий Жуковский
Алексей Львов

1816 год. Первый официальный гимн России «Боже, царя храни».

Первым официальным государственным гимном России можно считать гимн, написанный в 1815 году поэтом Василием Жуковским на музыку британского гимна. Российский император Александр I в 1816 году одобрил стихи, написанные Жуковским, и повелел всегда исполнять этот гимн во время встреч императора.

вт

4
урок

символы россии

суд — орган власти

Суд — орган власти, в который граждане обращаются, чтобы защитить свои права, свободы и законные интересы. Но суд — это ещё и состязание, причём часто в присутствии зрителей. Иногда это состязание такое же увлекательное, как боксёрский поединок или футбольный матч.

Хочешь представить себе, что такое судебная власть? Узнай ответы на десять вопросов.

вт

5
урок

Судебная власть
узнай ответы на десять вопросов